ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

План:

1.              Информационные технологии и современный урок.

2.              Дидактические требования, предъявляемые к программно-педагогическим продуктам.

3.               Особенности познавательной деятельности умственно-отсталого ребёнка.

4.              Использование информационных технологий в решении развивающих задач на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

5.              Эффективность использования информационных технологий на уроках и в воспитательной работе в специальной коррекционной школе VIII вида.

Информационные технологии и современный урок

Вряд ли кто станет спорить с тем, что современные компьютерные технологии могут оказать учителю неоценимую помощь. Это и замечательные демонстрационные возможности, и доступ к новейшей научной информации благодаря  интернет-ресурсам, и широкий выбор электронных учебников и пособий. Каждый учитель может выбрать то, что  считает нужным.

Преимущество уроков с использованием информационных технологий заключается в том, что с их помощью можно решить ряд актуальных проблем, стоящих перед школой. К ним, прежде всего, относятся:

1.    Повышение интереса и мотивации учащихся к обучению.

2.       Активизация познавательной деятельности учащихся, что позволяет им выйти на более высокий уровень восприятия и усвоения изученного материала, его применения в жизни.

3. Повышение качества учебно-воспитательного процесса, приведение его к современному уровню научно-технического прогресса.

4. Реализация идей индивидуального дифференцированного подхода в процессе обучения, развития интеллекта.

5.   Реальная подготовка учащихся к жизни и работе в информационном обществе, к труду в современном автоматизированном процессе, к профессиональной мобильности.

6. Оказание помощи учителю в организации контроля знаний, эффективной обратной связи.

7. Создание такой психологической обстановки в процессе обучения, при которой исключаются всякие конфликты в звене «ученик-учитель».

8. Оказание помощи в решении ряда задач развития личности, ее компетентности, способности к саморегуляции, творчеству.

9.  Формирование современного научного стиля мышления.

10.Открытие совершенно новых возможностей по сравнению с традиционными средствами обучения.

Вопросы педагогической эффективности использования информационных технологий в обучении сегодня как никогда актуальны.

Применение компьютерных технологий не изменяет сроки обучения, (а зачастую применение программно-педагогических средств (ППС) на уроке требует больше времени), но дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос. При этом применение ППС помогает учащимся вникнуть более детально в те или иные процессы и явления, изучить важные теоретические вопросы, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.

Наибольшая эффективность использования компьютера на уроке достигается, как правило, в следующих случаях:

§ Использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее более  полно и детально освещаются только в ППС.

§ Более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения.

§ Использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели,  эксперимента и использование возможности их повторения.

§ Автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся.

§ Решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения с использованием предоставляемого манипуляционно-графического интерфейса.

§ Тестирование и коррекция результатов учебной деятельности.

§ Использование программных сред, виртуальных лабораторий для организации творческой, учебно-поисковой деятельности учащихся.

Использование информационных технологий на уроках предоставляет учителю неограниченные возможности в осуществлении одного из ведущих принципов коррекционной педагогики – принципа наглядности обучения. Особенно это важно при преподавании предметов, требующих большого количества наглядности – истории, биологии, географии. Выполненные при помощи компьютерных программ модели, фильмы, слайды, анимированные карты, программированные задания для закрепления и обобщения знаний, позволяют учителю достигать высокой степени вариативности подачи учебного материала. Записанные в электронном виде уроки являются качественным, готовым материалом для постоянного использования в образовательном процессе.

Дидактические требования, предъявляемые к программно-педагогическим продуктам

Педагогическая эффективность мультимедийных курсов зависит от наличия педагогической и дидактической составляющих продуктов. Каким дидактическим требованиям должны удовлетворять современные мультимедийные курсы? Все образовательные электронные издания, вне зависимости от предмета, безусловно, должны удовлетворять традиционным дидактическим требованиям, предъявляемым к обычным «бумажным» учебникам, учебным и методическим пособиям.

К числу таких требований надо относить требования научности, доступности, проблемности, наглядности, систематичности и последовательности обучения, требование обеспечения активности и сознательности учащихся в процессе обучения, требования прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, проводимого с помощью ППС.

Педагогическая эффективность  программно-педагогических средств зависит не только от самих ППС, но и от подготовки учителей к работе с ними, от наличия соответствующего оборудования в школе, от специального обучения учителей на курсах повышения квалификации, наличия соответствующих методик обучения учителей.

Никакая особая структура мультимедийных курсов без специального обучения учителей не увеличивает эффективность применения компьютерных технологий.

Вместе с тем, использование современных информационных и телекоммуникационных технологий в разработке и использовании мультимедийных курсов накладывает на подобные издания целый ряд достаточно специфичных дидактических требований. В их числе требования:

§ обеспечения индивидуальности обучения;

§ учета возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся;

§ учета уровня образования и вариативности программ;

§ интерактивности обучения, стимулирующее активную деятельность обучаемого и обеспечивающее его запросы в процессе обучения;

§ обеспечения адаптивности обучения;

§ системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала;

§ обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения;

§ максимальной реализации возможностей компьютерной визуали­зации учебной информации.

§ Наличие интерактивности.

§ Наличие виртуальных практикумов и лабораторий.

§ Наличие компьютерных лабораторных работ.

§ Наличие соответствующих методических рекомендаций по их использованию.

Особенности познавательной деятельности умственно-отсталого ребёнка

Используя информационные технологии в решении развивающих задач специального обучения ко всему прочему необходимо ещё учитывать особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями обучения.

Ограниченные возможности умственно отсталых учащихся в восприятии, запоминании, осмыслении и воспроизведении учебного материала ставят перед учителем коррекционной школы задачу поиска таких средств, методов и форм преподавания, которые помогали бы преодолевать эти проблемы.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Значительно нарушенным оказывается восприятие. Его темп  снижен, поэтому умственно отсталым детям требуется значительно больше времени на усвоение учебного материала. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, но ещё более недоразвита бывает его произвольная сторона. Для усвоения учебного материала требуется волевое напряжение, к которому умственно отсталые дети оказываются неспособны.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение, имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Дети лучше запоминают внешние, случайные признаки, в то время как с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем.

Восприятие и память являются базовыми процессами для мышления - главного инструмента познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Все эти операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. При анализе предметов выделяются только общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки, возникают трудности при выделении главного. Из-за несовершенства анализа затруднены синтез знаний и формирование понятий. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.

Развитие абстрактного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, научного воображения совершается как единый сложный процесс в ходе обучения умственно отсталых детей на всех уроках. Учитель специальной (коррекционной) школы обязан учитывать особенности психической деятельности своих учеников и в соответствии с этим строить работу на уроке. Очень важно правильно организовать восприятие учебного материала, так как восприятие является фундаментов всех остальных психических процессов. Умственно отсталые дети плохо понимают отвлечённые словесные объяснения, поэтому при изучении нового материала важно сочетать словесное объяснение с предъявлением наглядных пособий.

Использование информационных технологий в решении развивающих задач на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Перед учителями коррекционной школы проблема нехватки наглядных пособий, их несоответствия программе коррекционной школы, всегда стояла достаточно остро. Создание самодельных карт, схем, подборок иллюстраций уже давно вошло в практику учителей. С появлением в школах видеомагнитофонов, появилась возможность записи и демонстрации учебных видеофильмов. Современные информационные технологии значительно расширяют возможности учителя в этом вопросе. В эпоху информационных технологий учитель становится «композитором» информационной среды. Для конкретных педагогических целей и условий он проектирует эту среду, регулирует ее информационную насыщенность, согласовывает, синхронизирует работу всех необходимых информационных средств.

Тут важно соблюсти баланс традиционных и инновационных методов обучения. Широкое, но педагогически непродуманное использование информационных систем может привести к оттеснению на второй план таких важных элементов обучения, как человеческое общение, воздействие личности учителя. Значит, сам учитель должен быть грамотным в использовании информационных технологий. Это вовсе не только техническая грамотность: что, где и когда «нажимать», но и понимание методики использования информационных технологий, которое приходит с опытом.

Безусловно, сегодня существует множество компьютерных программ – самоучителей по различным предметам, которые учитель в той или иной мере может использовать на уроках. Но, к сожалению, материал представленный в них часто не соответствует ни программе коррекционной школы, ни возможностям восприятия, памяти и мышления умственно отсталых детей. Создавая собственные мультимедийные продукты, учитель коррекционной школы имеет возможность учесть эти нюансы.

Методика работы с уроками - презентациями и программированными опросами разрабатывалась на уроках истории в 7 – 9 классах специальной коррекционной школы № 804 Западного окружного управления Департамента образования г. Москвы. Уроки – презентации и программированные опросы создавались на основе программы PowerPoint. Программированные опросы представляли собой серии слайдов с вопросами по курсу истории коррекционной школы. В пределах одного опроса происходило повторение нескольких смежных тем, каждой теме посвящалось 3 – 4 слайда – вопроса. Данные опросы использовались на этапе повторения пройденного материала, на этапе закрепления нового материала и в качестве контрольных опросов на контрольно-обобщающих уроках.

С помощью компьютера и мультимедийного проектора на большой экран проецировался очередной слайд, детям предлагалось выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Как вопросы, так и ответы были представлены не только в виде текста, но и в виде иллюстраций, анимированных карт. Например, на слайде с вопросом мигала линия на карте, обозначающая путь «из варяг в греки» или стрелка, указывающая на какой – либо предмет славянских доспехов и т. п.

 

Для стимуляции речевой активности учащихся им предлагалось сначала вслух прочитать вопрос, потом найти и прочитать правильный ответ, и только потом выбирать его на экране мышкой. Если ученик выбирал правильный ответ, на экране появлялся слайд с поощрительной надписью, и звучали аплодисменты. Если выбран неправильный ответ – появлялся слайд – порицание, звучала барабанная дробь.

 

В опросе могли участвовать несколько учащихся, отвечающих на 1 - 2 вопроса или один ученик, отвечающий на 5 – 6 вопросов. Для того, чтобы опрос имел не только контрольную, но и обучающую функцию, учащимся предлагалось при ошибочном ответе вновь ответить на тот же вопрос.

Подобная форма опросов показала свою эффективность в работе с учащимися коррекционной школы, имеющими диагноз F71 (умеренная умственная отсталость), учащимися, имеющими значительные проблемы в речевом развитии и с учащимися, имеющими аутичные компоненты. Положительными сторонами такой формы опроса можно считать повышение интереса учащихся, возможность опросить всех учащихся класса, проконтролировать усвоение большого количества изученных тем, одновременно с опросом провести повторение и закрепление пройденного материала. Отрицательной стороной является слабая речевая активность учащихся во время опроса, обусловленная самой его формой.

В коррекционной школе все учащиеся класса могут быть условно разделены на 2 уровня усвоения учебных программ. Для работы с учащимися 1 уровня усвоения учебных программ более подходящей следует считать другую форму программированного компьютерного опроса. В данном варианте на слайдах размещались вопросы и опорные иллюстрации. Учащимся предлагалось устно отвечать на вопрос с опорой на наглядность. Рядом с иллюстрацией могут быть помещены опорные слова, которые ученику предлагается использовать в ходе ответа. После ответа ученика, по щелчку мыши, на экране возникал краткий вариант правильного ответа.

Такая форма опроса позволяет активнее работать над развитием речи учащихся, имеет в себе элементы игры и способствует формированию познавательного интереса у учащихся. Возможность почти мгновенно проверить правильность своего ответа доставляет детям радость, вносит элемент соревнования в уроки. Применение компьютерных программированных опросов позволяет повысить интерес и активность учащихся, привлечь к работе слабых учащихся.

На этапе объяснения нового материала использовались уроки – презентации. В данной статье под этим словосочетанием подразумевается иллюстративный материал подобранный и расположенный в последовательности, обусловленной логикой рассказа учителя и демонстрируемый с помощью компьютера и мультимедийного проектора на большом экране. Показ урока – презентации может занимать всё время, отведённое на изучение нового материала или сочетаться с другими формами работы.

Обычно урок - презентация содержит от 12-15 слайдов в 7 классе, до 20 слайдов в старших классах. Если количество слайдов в презентации будет большим, придётся сократить время отводимое на восприятие каждого слайда, а это недопустимо в связи с особенностями восприятия умственно-отсталых учащихся. Демонстрируемые рисунки, фотографии, схемы и графики учителем обязательно комментируются, а текст читается и обсуждается.  Опыт показывает, что для оптимального восприятия информации каждый слайд разумно демонстрировать на экране не менее 1 минуты. Слайд по возможности должен быть снабжён иллюстрацией. Слайдов, перегруженных текстом, необходимо избегать. Шрифт в тексте желательно использовать как можно крупнее и предпочтительно «рубленный», например, такой как Arial или Tahoma. Эти  шрифты лучше видны и легче читаются, по сравнению с красивыми шрифтами вроде Monotype Corsiva.

Наиболее эффективной такая форма работы может оказаться при изучении структуры общественных отношений в России разных лет, вопросов развития культуры и народного быта, событий, связанных с территориальными приобретениями России. Подбирая материал для создания урока - презентации учитель может использовать репродукции произведений живописи, скульптуры и архитектуры, изучаемой эпохи, портреты выдающихся людей, картины быта и занятий разных слоёв населения. Источником иллюстраций могут послужить различные учебные пособия, художественная литература, мультимедийные энциклопедии и самоучители, Internet.

На уроках, посвящённых изучению культуры и быта России разных лет, использование мультимедийной презентации позволяет:

-  продемонстрировать учащимся необходимое (но не очень большое, в связи с ограниченными возможностями восприятия умственно отсталых детей) количество иллюстраций большого размера и хорошего качества,

- предъявлять иллюстрации в порядке, предусмотренном логикой рассказа учителя,

- контролировать время предъявления иллюстрации и боле чётко организовать переключение внимания учащихся с одной иллюстрации на другую,

- акцентировать внимание учащихся на каком – либо фрагменте иллюстрации, заранее добавив на слайд этот фрагмент в увеличенном масштабе,

- акцентировать внимание учащихся на названиях и авторах произведений искусства изучаемой эпохи, разместив на слайдах крупные, хорошо читаемые надписи,

- проводить сравнение картин быта разных слоёв населения или произведений культуры разных эпох, разместив соответствующие иллюстрации на одном слайде,

- использовать на уроках  видео и аудио фрагменты (кадры кинохроники, записи музыкальных произведений и голосов великих исполнителей), вставив их в презентацию.
 

Наряду со слайдами, содержащими наглядный материал по теме урока, учитель может включить в урок – презентацию слайды с обобщающими таблицами, примерно следующего содержания:

Область культуры

Автор

Произведение, открытие

 

 

 

 

 

 

 Учащимся 2 уровня усвоения  учебных программ можно предложить полностью или большей частью заполненную таблицу для списывания и частичного дополнения с помощью учителя или учебника. Учащиеся 1 уровня усвоения учебных программ могут заполнять таблицу в ходе демонстрации слайдов с помощью учителя или самостоятельно.

Использование на уроках материала компьютерных учебников позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры русского народа на разных исторических этапах, позволяют увидеть музыкальные инструменты прошлого и услышать их звучание, провести экскурсии по историческим памятникам России.

На уроках, посвящённых изучению войн, сражений, истории путешествий и территориальных приобретений России  большую помощь учителю могут оказать уроки – презентации с использованием анимированных карт. Выбирая карту, для размещения её на слайде, нужно соблюдать некоторые правила. Карта не должна быть перенасыщена объектами и надписями, лучше, если её цветовая гамма будет более светлой – это облегчит восприятие умственно отсталыми учащимися движущихся объектов. Лишние объекты с выбранной карты можно удалить в одном из графических редакторов.

По ходу рассказа учителя на карте могут возникать названия городов, рек, морей, границы и обозначенные каким-либо цветом территории. Если необходимо дополнительно привлечь внимание учащихся к объектам, они могут некоторое время мигать или менять цвет. Движущиеся стрелки, перемещающиеся объекты (корабли, воины, боевая техника) позволяют более наглядно объяснить учащимся динамику событий.

 

В уроке - презентации слайды с объектами, движущимися на фоне карты, могут чередоваться со слайдами, содержащими портреты, иллюстрации, словарные слова, обобщающие таблицы. Например, в уроке на тему «Освоение Сибири в 17 веке» наряду со слайдами, показывающими маршруты путешествий С. Дежнёва и Е. Хабарова, могут быть использованы слайды с портретами путешественников, иллюстрации из жизни народов Сибири и Дальнего Востока, изображения сибирских острогов, природы Сибири, таблица, обобщающая знания, полученные на уроке.

На уроках, посвящённых изучению структуры общественных отношений и управления в России в разные исторические периоды, повысить эффективность усвоения знаний помогут уроки – презентации с использованием иллюстрированных и анимированных схем. В качестве объектов анимированных схем используются геометрические фигуры с надписями или соответствующие иллюстрации. Каждый объект должен возникать на схеме в нужный момент, согласно логике рассказа учителя, ходу обсуждения (как подтверждение правильного ответа ученика), или иллюстрируя чтение учебника.

 

Объекты на схеме могут быть связаны с другими слайдами. При щелчке мышью на объекте осуществляется переход на слайд с определением или дополнительными иллюстрациями. Например, при изучении тем: «Основные занятия восточных славян», «Ремёсла восточных славян» на одном из слайдов могут быть схематично представлены основные занятия или ремёсла восточных славян. В ходе рассказа учитель может переходить с основного слайда на слайды, подробно раскрывающие содержание каждого понятия и обратно. Использование таких динамичных схем способствует осознанному усвоению и более точному соотнесению учащимися понятий, определений и визуальных образов.

Для наглядного обозначения количественных соотношений (например, грамотного и неграмотного населения, численности армии, некоторых экономических показателей) в ходе урока – презентации можно использовать диаграммы. С опорой на наглядную информацию и с помощью учителя учащиеся 1 уровня усвоения учебных программ могут сравнивать данные, анализировать, делать выводы.

 

На уроках обобщающего повторения полезно использовать схемы, соотносящие события и даты, иллюстрирующие расположение событий на «Ленте времени». Вот несколько вариантов таких схем:

- на слайде в хронологическом порядке расположены несколько дат. Учащимся предлагается назвать соответствующие события. После правильного ответа на слайде появляются соответствующая надпись и иллюстрация,

- на слайде расположены иллюстрации и названия исторических событий. Учащимся предлагается назвать соответствующие даты. После правильного ответа на слайде появляется соответствующая дата,

- на слайде расположены иллюстрации исторических событий. К каждой иллюстрации даны несколько вариантов названий события и дат. Учащимся предлагается выбрать правильные. После щелчка на правильном варианте названия и даты, остальные исчезают,

- на слайде в произвольном порядке расположены иллюстрации исторических событий. Учащимся предлагается сказать, в каком порядке они происходили. После правильного ответа появляется слайд с хронологическим расположением событий.

При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся; совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников. Например, при изучении темы «Политическое устройство России во второй половине XVII века» (8 класс) ученики делятся на группы, получая задания изучить состав и полномочия Боярской Думы и Земского Собора. Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно, закрепить полученные на уроке знания, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует  умение работать  в группе.

Эффективность использования информационных технологий на уроках и в воспитательной работе в специальной коррекционной школе VIII вида.

Современные информационные технологии обладают колоссальными дидактическими возможностями, которые позволяют более эффективно организовать учебный процесс и деятельность всех участников этого процесса. Использование электронных учебных средств позволяет учителю обеспечить урок дополнительными средствами, способствующими поднятию образования на новый качественный уровень. Это проявляется, прежде всего, в реализации принципа наглядности в обучении, значительно расширяет доступность объяснения, позволяет обеспечить мониторинг знаний учащихся, как на промежуточной стадии, так и в процессе итоговой аттестации.

Применение электронных средств обучения позволяет наиболее полно реализовывать одно из основных концептуальных положений современной системы образования – индивидуализации и дифференциации обучения, построения собственной траектории развития учащихся, способствуют осуществлению деятельностного и личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.

Использование уроков – презентаций и компьютерных программированных опросов в коррекционной школе позволяет стимулировать интерес учащихся к предмету, способствует лучшему запоминанию учебного материала, формированию образного представления об изучаемых событиях.

a Презентация дает учителю возможность иллюстрировать каждую свою мысль во время объяснения нового материала. При составлении презентации  учитель может использовать разнообразный иллюстративный материал из учебных пособий, художественной литературы, мультимедийных энциклопедий и самоучителей, Internet, фотографии, сделанные с помощью цифрового фотоаппарата. Благодаря современным информационным технологиям плохие рисунки, сделанные плохим мелом на плохой доске плохим «учителем-художником», теперь сменились красочными цветными презентациями на большом экране. Таким образом, можно компенсировать недостатки учебника, часто дающего информацию скудную, сильно устаревшую и плохо иллюстрированную.

a Презентация дает возможность использовать на уроке карты, схемы, диаграммы, созданные учителем самостоятельно или подобранные из различных источников.

a Во время презентации можно быстро и грамотно использовать видеофрагменты не теряя времени на включение и остановку фрагмента учебного фильма.

a Презентация дает возможность при объяснении учителя включать 3 вида памяти учащихся (зрительную, слуховую, моторную).

a Презентация дает возможность разбирать сложный материал «пошагово». Даже тяжелый для восприятия материал урока можно разнообразить и заинтересовать учащихся.

a При закреплении материала в случае неудачного ответа учащихся презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников к нужному моменту урока, где есть необходимая информация для ответа. Презентация дает возможность вернуться не только к текущему материалу, но и к предыдущей теме.

a Анимация, т.е. появление объекта изучения в нужном месте и в нужное время, помогает запоминанию. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует  внимание учащихся на главном в изучаемом материале.

a Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

a Срезы знаний, проводимые после использования уроков – презентаций показали повышение уровня обученности в группе учащихся 1 уровня усвоения программ на 4%, в группе учащихся 2 уровня усвоения программ – на 0,7%.

Изготовленный наглядный и дидактический материал может использоваться не только в курсе преподавания истории, но и при проведении внеклассных мероприятий историко-патриотической, военно-патриотической, краеведческой тематики. Материалы уроков-презентаций могут быть использованы на школьных праздниках, посвящённых Дню народного единства, Дню Защитника Отечества, Дню Победы, в ходе мероприятий, связанных с памятными датами Великой Отечественной войны.

 

Использование в презентации фрагментов кинохроники времен Великой Отечественной войны, фотографий, песен, плакатов позволяет погрузить участников праздника в атмосферу эпохи  военных лет, значительно усиливает  эмоциональное восприятие  трудностей войны и значения победы.

   Использование информационных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся с одной стороны облегчает труд учителя, делает его более эффективным, но с другой стороны – предъявляет повышенные требования к квалификации учителя и техническому оснащению школы. Кабинет, в котором планируется проводить уроки с использованием информационных технологий, должен быть оснащён компьютером, мультимедийным проектором и экраном. Другой вариант – вывод изображения с компьютера на экран телевизора или на монитор компьютера, если он имеет большой размер. Если школа имеет компьютерный класс, в котором все компьютеры объединены в локальную сеть, фронтальная демонстрация может быть заменена индивидуальной.

Создание уроков – презентаций и компьютерных программированных опросов потребует от учителя наличия некоторого опыта работы на компьютере, больших затрат времени и огромного энтузиазма. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Но в то же время данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.